Как интересно 👀 ИСТОРИЯ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ: ЧТО ПРЕПЯТСТВОВАЛО ЕСТЕСТВЕННОМУ СПОСОБУ ПИТАНИЯ МЛАДЕНЦЕВ ОТ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ?
(авторы статьи: И.Н.ЗАХАРОВА, И.М.ОСМАНОВ, Е.Б.МАЧНЕВА, И.В.БЕРЕЖНАЯ, К.А.КОЛЬЦОВ, О.В.ДЕДИКОВА, А.Е.КУЧИНА, Ю.О.САЗАНОВА, Л.Е.МАРТЫНЕНКО. «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
"Грудное вскармливание является всеми признанным «золотым стандартом» питания младенца, обеспечивающим его гармоничные рост и развитие. Этот факт подтверждается не только современными научными данными, но и анализом исторических представлений о рациональном вскармливании детей. В свете современных фундаментальных данных о составе грудного молока этот уникальный продукт представляется «живой тканью», включающей не только основные макро-и микронутриенты, но и биологически активные компоненты (лактоферрин, лизоцим, иммуноглобулины, гормоны, ферменты, клеточные рецепторы и т. д.), а также живые клетки (микробиота, иммунные клетки, стволовые клетки, эпителиальные клетки). В то же время значение грудного вскармливания заключается не только в удовлетворении биологической потребности младенца в необходимых для его роста и развития питательных веществах. Естественный процесс грудного вскармливания на протяжении тысячелетий повлиял на все сферы жизни людей, начиная от традиций быта, заканчивая сакральными религиозными и философскими мыслями. К сожалению, наряду с неоспоримыми данными о пользе и необходимости кормления младенца грудью, во все исторические эпохи и у всех народов существовали определенные факторы, которые препятствовали грудному вскармливанию. Эти факторы могли быть религиозного, социального, политического, философского характера, нередко - предрассудками. Подобные факторы существуют и в настоящее время, несмотря на научно-технический прогресс и эпоху информационных технологий.
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Если современному человеку задать вопрос о том, как в самые давние времена кормили младенцев, не имеющих возможность получать грудное молоко матери, большинство бы ответили - молоко животных. Однако если речь идет о доисторическом времени (палеолит, мезолит), подобная ситуация была невозможной, поскольку тогда человек охотился за едой, чтобы выжить, и не умел получать молоко животных.
Поэтому если мать не могла кормить грудью, ребенок был обречен на смерть, если только другая женщина не заменяла кормящую мать. Предполагается, что тогда грудное вскармливание продолжалось до тех пор, пока ребенок не мог сам обеспечить себя едой. Даже в период неолита, когда человек начал осваивать земледелие и скотоводство, женщинам необходимо было кормить грудью очень долго. После того как люди стали разводить стада млекопитающих животных, многие дети вскармливались молоком животных с помощью посуды или непосредственно из вымени. В те древние времена грудное вскармливание являлось единственным способом выживания младенцев и,по-видимому, препятствия для него были исключительно серьезными - гибель матери, ее болезнь или болезнь ребенка.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Несмотря на культурные различия, народы Месопотамии и Египта одинаково заботились о своих детях на протяжении тысячелетий и считали детей божественным даром. Однако со времени прихода к власти римлян в Египте, греко-римская культура стала преобладать, и дети тоже потеряли свою ценность в этой культуре. Начали заключаться контракты между семьями и кормилицами, которые забирали детей в свои дома и возвращали их только через несколько лет. Грудное вскармливание обеспечивало младенцев защитой от обезвоживания и минимизировало риск потребления испорченных пищевых продуктов, что было важным для выживания детей в жарком климате Египта. Считалось, что «здоровье младенца находится в постоянной опасности от Лабарту, женского демона», поэтому читались заклинания для защиты матери, младенца и кормилицы. Материнская смертность были очень высока в Древнем Египте, поэтому зависимость от кормилиц для обеспечения питания детей-сирот увеличилась. Кормилицы часто изображены на египетских иллюстрациях в богоподобном статусе, нося головные уборы, как у Хатхор - богини плодородия.
Сразу после рождения ребенка в семье фараона младенца отдавали кормилице. Последняя для семей фараонов тщательно отбиралась, должна быть очень уважаемой и указывалась в списках гостей на мероприятиях. Идеальной кормилицей считалась женщина имеющая собственного ребёнка, но незамужняя, которая не могла вступать в половые отношения с мужчиной и/или забеременеть (поскольку оба эти состояния могли «испортить» ее молоко). Кормилицы должны должны были соблюдать определенную диету, в некоторых местностях предпочтение отдавалось молоку женщины, у которой был рожден сын.
В отличие от египетских семей фараонов, в бедных семьях матери кормили грудью своих младенцев, а кормилицы нанимались только в том случае, если мать умерла при родах или не могла кормить грудью самостоятельно. Большое внимание уделялось качеству грудного молока, при этом запах молока предоставлял ценную информацию о его качестве. Идеальное грудное молоко имело запах «манны», а плохое грудное молоко - запах рыбы. Средства для «улучшения грудного молока низкого качества» включали нагревание костей особого вида рыбы в масле и натирание этим средством спины кормящей женщины. Также использовались различные заклинания для увеличения количества и защиты молока кормящей женщины. Молоко животных (верблюжье, козье, овечье, коровье) также использовалось в питании младенцев, но в качестве дополнительной пищи, когда ребенку исполнялось уже несколько месяцев. Таким образом, в Древнем Египте основными факторами, помимо медицинских, препятствующими грудному вскармливанию детей, могли стать внедрение греко-римской культуры, а также ложные представления о плохом качестве молока у различных женщин.
ДРЕВНИЕ ГРЕЦИЯ И РИМ
Плиний, Плутарх и Тацит понимали, что, помимо того, что молоко является лучшей пищей для младенца, акт кормления грудью помогает укрепить привязанность и «избежать проблем». Философы и моралисты выступали против использования кормилиц. Плутарх пришел к выводу, что мать может отказаться от грудного вскармливания только тогда, когда она тяжело больна или хочет забеременеть. Плутарх инициировал первое движение в пользу грудного вскармливания.
Несмотря на эти рекомендации, кормилицы часто привлекались богатыми семьями в Древней Греции и Риме в середине I тысячелетия до н.э. Они имели высокий статус в семье и часто осуществляли уход за ребенком до его совершеннолетия. Кормилица в Древнем Риме часто была рабыней, кормила ребенка за плату и в конечном итоге получала свободу. Качество грудного молока оценивалось с помощью теста с лавровым листом. Если капля молока сохраняла свою форму после падения на лист, это грудное молоко считалось оптимальным. Если капля молока растекалось, то такое молоко было непригодным для кормления ребенка.
Однако самым большим препятствием для грудного вскармливания, начиная с Древней Греции, заканчивая Средневековьем и Возрождением, являлись различные правила, регламентирующие грудное вскармливание, в основе которых лежала так называемая «Классическая теория лактации».
КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛАКТАЦИИ
Греческие ученые описывали процесс переноса сохранившейся во время беременности менструальной крови к груди. Основа для грудного молока, по их мнению, образовывалась в матке. Гиппократ писал, что «молоко сродни менструации, когда питательные вещества переходят в грудь». Аристотель (384-322 г. до н.э.) сравнил грудное молоко с сохраненной менструальной кровью: «Через тридцать дней после зачатия сброс менструальной крови больше не проходит обычным путем, а начинает появляться молоко». Гален (129-210 г. н.э.) писал: «В матке ребенок питается кровью, и источник грудного молока - кровь, подвергающаяся небольшому изменению в груди». Гален полагал, что существует особый сосуд для соединения матки и груди: «Это была моя особая цель - показать целесообразность тесной связи между грудью и маткой... Только к яичникам и груди приносится кровь не из сосудов поблизости, а от тех, что находятся на расстоянии».
Учение Галена было внедрено в средневековую медицину Авиценной (XI в. н.э.): «Во время беременности кровь, которая в обычном состоянии теряется во время менструации, становится питательной средой для эмбриона». Широко распространенные описания женской физиологии, приписываемые Альбертусу Магнусу (1192-1260), но составленные в XIV в., свидетельствуют следующее: «Первое, что развивается во время беременности, это определенная вена или нерв, который перфорирует матку и исходит из матки к груди. Когда плод находится в матке, грудь матери затвердевает, потому что матка закрывается, и менструальное вещество течет к груди».
До Везалия подобные представления об анатомии женщины и лактации сохранялись. Леонардо да Винчи описал в своих анатомических рисунках: «Мы сделаем три фигуры женщины, чтобы показать чрево и менструальные вены, которые попадают в грудь... Я показываю их происхождение».
Поддерживающие классическую теорию ученые запрещали половые отношения во время лактации, как правило, словами Галена: «Я настоятельно рекомендую всем женщинам, которые кормят младенцев, полностью воздерживаться от половых отношений. Потому что менструация может быть спровоцирована половым актом, и молоко больше не будет сладким. Более того, женщина может забеременеть, и ничто не может быть хуже для грудного младенца. Ибо в этом случае лучшая кровь поступает к плоду... Между тем кровь беременных естественно становится худшего качества, так что не только в меньшем количестве, но и худшего качества молоко будет накапливаться в груди; так что если кормящая мать должна забеременеть, я обязан настоятельно рекомендовать, чтобы была приглашена кормилица, поскольку ее молоко будет лучше по вкусу, внешнему виду и запаху». Авиценна видоизменил эти рекомендации: «Кормилица не должна допускать зачатия, потому что это нарушает менструальную кровь, уменьшает количество молока и изменяет его состав, о чем свидетельствует изменение запаха».
Практически все авторы с XV по XVIII в. запрещали половые акты во время лактации по разным причинам: аусбургский городской врач Бартоломеус Метлингер (1473 г.) - «очень вредно»; франкфуртский городской врач Евхариус Роесслин (1513 г) - «плохой вкус»; Симон де Вальлембер, врач герцога Орлеанского (1565 г.) - «плохой запах»; врач из Вероны Омнибонус Феррариус (1577 г.) -«запах ухудшается». Королевская акушерка Луиза Буржуа (1609 г.) писала: «Прежде всего кормящие женщины должны остерегаться любовных связей: это часто случается с красивыми женщинами, возвращающимся к своим мужьям, их молоко - настоящий яд для младенцев». В скандинавских странах понятие о том, что кормящие женщины должны воздерживаться от полового акта, было введено еще в XVII в. В своей знаменитой книге по детским болезням (1764) Упсальский королевский врач Нильс Розен фон Розенштейн писал: «Кормящая женщина не должна предаваться любви, потому что ребенок страдает, а молоко становится нездоровым и соленым. Если замужняя женщина желает общаться с мужем, она больше не может быть кормилицей». И даже в 1917 г. Пьер Гарнье утверждал, что «половой акт делает молоко безвкусным и желтоватым». Этот запрет Галена изолировал мать, оправдывал отцовскую неверность и делал ребенка соперником своего отца. Чтобы соответствовать доктрине, богатые семьи нанимали кормилиц, а бедные семьи находили выход в искусственном вскармливании. Безусловно, классическая теория лактации являлась одним из факторов, препятствующих в некоторых случая полноценному грудному вскармливанию в Европе на протяжении нескольких веков.
СРЕДНИЕ ВЕКА, ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, РЕФОРМАЦИЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ
Медицинские тексты Средневековья отражают мысли Сорана и Галена, а также опыт Авиценны, поскольку Медицинский канон был переведен на латынь, использовался в европейских университетах вплоть до XVII в. н.э. Произведения искусства, рассказы, стихи, письма, заметки, найденные в детских домах и других документах, которые пережили время, также предоставляют информацию о питании и уходе за детьми. В эпоху Возрождения (XIII-XVII вв.) гуманистический дух и изобретение прессы привели к публикации книг. Среди медицинских текстов было четыре педиатрических трактата, в которых авторы следуют рекомендациям Авиценны; описывается грудное вскармливание (мать или кормилица), появляются первые изображения младенцев, кормящихся из посуды, похожей на бутылочку.
В эпоху Реформации публикации продолжают касаться грудного вскармливания, но недостаточное количество данных того времени об альтернативном кормлении не следует считать свидетельством его редкого применения. Отношение к молозиву начало меняться после публикации «Эссе о сестринском деле и уходе за детьми», написанного Уильямом Кадоганом (1748). До этого момента молозиву приписывались слабительные свойства для быстрого отхождения мекония. Позже было признано влияние молозива на профилактику некоторых заболеваний, как материнских (молочная лихорадка), так и младенческих (желудочно-кишечные инфекции). У. Кадоган также оценил «укрепление привязанности», которая была установлена в том случае, «когда мать кормила грудью своего ребенка с первых часов жизни». Он осудил практику предлагать масло или сладкий картофель новорожденным до того момента, когда грудное молоко приобретало характеристики «зрелого молока». Он не рекомендовал введение других продуктов питания до 6 месяцев и указывал, что кипячение молока животных трансформирует его свойства, делая вредным для здоровья. Данные публикаций между 1675 и 1750 гг. указывали на постепенное снижение младенческой смертности в Англии, что в т. ч. было связано с изменением отношения к молозиву. В 1749 г. демографическое исследование показало, что детская смертность в течение XVIII в. в Швеции снизилась. Это было связано с работой врачей и акушерок, которым удалось убедить матерей кормить грудью..."
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.